Христианские источники в раннесредневековой географии
Какие из сочинений, популярных на протяжении этих веков, служили источниками географической информации ученым эпохи крестовых походов?
На первое место следует поставить Библию. В языческом мире ни одна книга, конечно, не занимала в представлениях мыслящих людей столь исключительного положения, как Священное писание в средние века. Как уже говорилось во Введении, средневековая география черпала сведения из двух основных источников: из произведений греческих философов и историков и из Библии. Нельзя сказать, что географические данные в Писании обильны и подробны, особенно по сравнению с вкладом в географическое образование человечества таких авторов, как Птолемей и Страбон; тем не менее авторитет Библии был столь велик, что одно время грозил полностью вытеснить античные учения.
Сколь бы поверхностной и сбивчивой ни была география Библии, человек средневековья придавал ей первостепенное значение. Достаточно просто сравнить карту мира, реконструируемую по данным Птолемея, с одним из грубых чертежей монаха Беата, отражающим библейские представления, чтобы тут же бросились в глаза некоторые из различий, обусловленных влиянием Библии.
С географической точки зрения важнейшей частью Библии была книга Бытия. Именно здесь, в изложении истории творения, мы находим тексты, которые стали отправной точкой для многих рассуждений о происхождении мира и попытки истолкования которых составляют содержание многочисленных пространных комментариев —«Шестодневов». Кроме того, в книге Бытия мы находим и описание рая с его четырьмя реками, которые изображались на большинстве средневековых карт, и рассказ о разделе земли между потомками Ноя, который лег в основу примитивной средневековой этнографии. Некоторые авторы рассматривали описание скинии и ее устройства как аллегорическое изображение вселенной. Гог и Магог, описанные в книге Бытия, Книге Иезекииля и в Апокалипсисе, занимали видное место среди племен, якобы в средние века обитавших в Азии. А в апокрифических «Деяниях апостолов», которые хотя и не были включены в Писание, но часто рассматривались как авторитетное выражение библейской истины, мы встречаем рассказы о проповеди Евангелия в отдаленных странах: Индии, Эфиопии, Вавилонии.