Древние ученые о подземных водах
Подземные каналы
Причиной того, что море не выливается из своих берегов, хотя реки беспрерывно несут в него свои воды, Аристотель считал испарение. Иное объяснение этому загадочному обстоятельству дал Плиний; он выдвинул любопытную теорию, доминировавшую в античности и средневековье, согласно которой земля изнутри пронизана каналами, полостями и тоннелями.
По некоторым из них проходит воздух; другие поглощают исчезающие под землей реки; по третьим же морская вода поступает в колодцы, ручьи и родники, откуда, уже опресненная в процессе прохождения через толщу земли, изливается в реки, уносящие ее обратно в море. Таким образом, постоянный круговорот земных вод осуществляется по каналам, которые подобны венам, артериям и другим сосудам человеческого тела.
Истоки этой теории, вне всякого сомнения, следует усматривать отчасти в характерных особенностях строения почвы Греции и всего Эгейского региона, а отчасти также в древнем поверье, согласно которому внутри земли расположена обитель мертвых.
Растворимость известняковых горных пород привела в ряде районов Балканского полуострова к возникновению явления карста (термин восходит к названию плато Карст, расположенного между Триестом и Фиуме, где эти явления проявляются наиболее ярко). В таких районах многие потоки исчезают в расселинах почвы; пещеры и подземные галереи — обычные явления, и путешественнику нередко встречаются полноводные реки, которые вырываются из самых глубин земли. Согласно древней и очень живучей легенде, пелопоннесская река Алфей протекает под Ионическим морем и вновь вырывается на поверхность через источник Аретусу в Сиракузах. Средневековая аналогия этой легенде — представление о подземном течении рек рая.
Реки подземного мира
Наиболее известными и зловещими из подземных рек античности считались темные воды Коцита, Ахерона, Пирифлегетона и Стикса. Это были потоки загробного мира, мира мертвых. Вера в то, что загробный мир (греческий Гадес, италийский Инферн) расположен под землей, была широко распространена и прочно укоренилась в сознании древних народов Средиземноморья. Эллинская мифология помещала в недрах земли не только Тартар — бездну мучений, но также и Елисейские Поля. Платон учил, что в недрах земли есть огромные пустоты; одни из: них заполнены огнем, другие — водой, в третьих обитают тени умерших. Разумеется, скептики выдвигали против такого рода доктрин рационалистические возражения. Аристотель был убежден, что земля является наиболее твердым и плотным из всех четырех элементов и что она расположена в центре вселенной. Возможно, ее толщу и пронизывают небольшие артерии, по которым идет вода, но допущение, что в ней существуют полости, достаточно просторные, чтобы «вместить Тартар, Елисейские Поля и бесчисленные сонмы умерших», противоречило бы физическим законам мироздания. В силу этого некоторые пытались отождествить Елисейские Поля с Островами Блаженных, помещая их на противоположной стороне земли, а Тартар расположить в самой нижней из пустот небесной сферы.
Но даже с таким объяснением уже не могла примириться более зрелая космография александрийской эпохи. Эпикурейцы полностью отрицали возможность загробной жизни и существование потустороннего обиталища духов. Другие помещали обитель теней в атмосфере, под лунной орбитой или же трактовали всю проблему в духе возвышенной аллегории. Рационалистическая критика доктрины о местонахождении мира иного под землей не поколебала веры, укоренившейся в сознании малообразованных людей; в период упадка Западной империи эта доктрина обрела, хотя и в несколько измененных формах, новую жизнь под воздействием неоплатонизма и многочисленных восточных культов. Неоплатоники вернулись к учению Платона, согласно которому в недрах земли вполне могут существовать пустоты, достаточно обширные, чтобы там поместилась загробная обитель человеческих душ. Митраизм разносил с собой по всему Западу дуалистическую космогонию, предполагающую вечный конфликт между горними силами добра и света — с одной стороны, и силами зла и мрака, принадлежащими бездне,— с другой. Франц Кюмон, автор поистине замечательного исследования по данной проблеме, на которое мы здесь в основном и опираемся, пишет, что восточный дуализм разделил «обитель душ на две половины, первую из которых поместил в сияющем небе, а другую — в подземной тьме. Это и была та самая концепция, которую после некоторых колебаний в общих чертах усвоила церковь и которую на протяжении многих столетий разделяли все христиане». В период, который нас непосредственно интересует, ад также почти неизменно мыслится расположенным в самом сердце земли.