Представления о море у греков и римлян

Вода как элемент

Вода была одним из четырех — или, согласно Аристотелю, одним из пяти — элементов, составлявших, по мнению античных ученых, всю вселенную. Поэтому считалось, что океан неизбежно должен быть столь же древним, как и сама земля. Сенека полагал, что Нил и Истр (Дунай) не уступают по возрасту изначальному океану, в подтверждение чего указывал на некоторые характерные особенности, отличающие их от прочих рек.

Море: его соленость, глубина, течения, приливы и отливы

Отметим, какие именно свойства моря вызывали интерес у греков и римлян. Это прежде всего его соленость, глубина, течения, приливы и отливы.

Почему вода в море соленая? Эта проблема породила множество теорий. Уже древним было совершенно ясно, что более легкая пресная вода испаряется быстрее, а остается более тяжелая соленая, но при дальнейшем решении этой проблемы мнения широко расходились. Аристотель считал, что соль является продуктом сгорания; она представляет собой пеплообразное вещество, которое сначала поднимается с поверхности земли в атмосферу вместе с испарениями, а затем попадает в море вместе с ливнями, особенно с осенними дождями, которые приносят южные ветры, дующие из жарких, сухих стран, где процесс сгорания протекает наиболее активно. Плиний был убежден в том, что соль возникла частично из паров, перемешавшихся с морской водой, а частично в силу того, что земля по своей природе стремится пропитать море солью.

Аристотель писал, что Понт (Черное море) глубже Меотиды (Азовского моря), что Эгейское море, за исключением одного места, глубже Понта, Сицилийское море глубже Эгейского, а Сардинское и Тирренское — самые глубокие из морей. Плиний цитирует некоего Фабиана, утверждавшего, что наибольшая известная глубина моря равна пятнадцати стадиям, т. е. приблизительно 1200 морским саженям; эта цифра отнюдь не завышена, так как в действительности в отдельных районах Средиземного моря есть и большие глубины. Плиний вслед за Аристотелем утверждал, что «глубины Эвксинского Понта», лежащие против берегов, населенных народом кораксов, бездонны. Аристотель совершенно ошибочно полагал, будто вся Атлантика состоит из мелей и грязевых отмелей и что там царит безветрие; это представление, разделявшееся также мусульманами, по-видимому, усугубило то чувство страха перед Западным океаном, которое удерживалось в сознании средиземноморских народов на протяжении античности и до самого конца средневековья.

Общее движение вод океана древние географы, разумеется, представляли себе не лучше, чем циркуляцию воздуха в атмосфере, и по той же самой причине: они слишком мало путешествовали. Аристотель считал, что вода из более высокой северной части земли устремляется на юг, а Макробий дал объяснение целому ряду течений в океанических поясах, которые, как он думал, окаймляют землю. Привлекали к себе внимание также некоторые течения в Средиземноморском бассейне, например постоянный приток воды из Эвксинского Понта в Эгейское море или изменчивые течения в Мессинском проливе и в Эврипе, отделяющем о-в Эвбея от материка. Позднее сложилось даже предание, согласно которому смерть Аристотеля была вызвана его раздражением в связи с тем, что он не мог удовлетворительно объяснить причины течений в проливе Эврип.

В Средиземном море, за исключением нескольких районов, приливы настолько слабы, что не привлекали к себе внимания. Только после путешествий Пифея из Массалии (Марселя) вдоль берегов Северной Атлантики, похода Александра, плавания Неарха и обследования им устья Инда, а также побережья Белуджистана и Макрана греки получили представление о приливах и отливах. Эратосфен считал, что сильные течения в проливах Средиземного моря вызваны разницей уровня морей по обе стороны от проливов, а эта разница, в свою очередь, обусловлена ритмом приливов и отливов в океане по ту сторону Геркулесовых столпов. Связь между приливно-отливными явлениями и фазами луны греки осознали еще в III в. до н. э., или, возможно, немногим ранее, так как Аристотель, судя по всему, ничего об этом не знал. Механизм влияния Солнца и Луны на приливы и отливы впервые подробно описал Посидоний. Он располагал весьма точными данными о суточных, месячных и, возможно, годовых периодах приливов и отливов; эти сведения легли в основу его астрологических представлений. Плиний тоже полагал, что приливы обусловлены влиянием Луны, и описал три эти периода с еще большей точностью, чем Посидоний. Он считал, что приливы должны соотноситься и с астрономическим лунно-солнечным циклом в сто лунных месяцев или восемь лет, который издавна был известен грекам. В его описании содержится весьма точное наблюдение, что приливы и отливы, подобно всем прочим явлениям на земле, находящимся под влиянием небес, следуют, как правило, за этими влияниями с некоторым запозданием. Сенека не пытается разъяснить природу приливов и отливов; он лишь вскользь упоминает о них в связи с красочным описанием чудовищного потопа, который поглотит землю в конце Великой Зимы. Хотя в некотором отношении этот потоп подобен весенним приливам во время равноденствий, когда Луна и Солнце сближаются, он, однако, не будет подвластен ни одному из законов природы, и ничто не будет сдерживать его неистовства. Объяснение природы приливов, предложенное Макробием и заимствованное у него многими позднейшими авторами, хотя и было довольно остроумным, но не основывалось на фактических знаниях и наблюдениях. Он утверждал, что приливы и отливы вызываются столкновением противоположно направленных течений окаймляющих землю океанических поясов; вслед за Эратосфеном он полагал также, что средиземноморские приливы являются отголоском океанических. По существу, со времени Плиния и до VIII в. н. э. в научное понимание приливно-отливных явлений не было внесено ничего нового.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *