Нормандская культура в Испании, Италии и Англии
«Феодальный мир приходит в движение» – такой заголовок французский историк Люшер связывает с датой – грубо и приблизительно говоря, это середина XI в., – когда вдоль западного приморья, проникая в гнезда, занимаемые сарацинами, или одушевляясь иными причинами, задвигались французские, большею частью нормандские рыцари. Былые норманны, освоенные новой французской своей родиной, «Нормандией», сами освоившие ее культуру и язык, они «сохранили от былых привычек в крови своей воздух моря и страсть к безбрежным странствиям». Иногда в странствия пускались бургундцы. Иногда аквитанцы. Но чаще всего их вели и возглавляли именно нормандские дружины, движимые многочисленностью своих кланов, пропагандой папства в Клюни, подвижностью своих привычек и боевой своей религией, где былого воинственного бога Вотана сменил воинственный архангел Михаил.
I. Нормандская культура в Испании, Италии и Англии
С 1018 г. в Испании утверждается нормандская семья Роже-де-Тоэни; в 1016 –1073 гг. Южной Италией и Сицилией овладевает нормандская династия Роберта Гвискарда. Всем памятно, как «благословение папства» двинуло на завоевание Англии дружины Вильгельма Завоевателя в 1066 г. Нормандская власть итальянского Юга в лице Боэмунда Тарентского в будущем поставит задачей овладение Византией и Сирией.
Французская культура и французский язык с этим нормандским разливом (германская культура былых норманнов давно покрылась плотным слоем офранцужения) распространились по обширному простору, занятому им, этим нормандским разливом. На нем заговорили в державе Роже-де-Тоэни, в королевстве обеих Сицилии, при дворе Англии, а затем под его воздействием, поскольку он вливался в старый англосаксонский язык, создается тот английский (германо-французский) язык, на котором говорит ныне Англия.
Но если нормандский язык захватил страны, принявшие нормандское рыцарство, какое воздействие оказало оно на культуру этих стран?
Нельзя отрицать известного и довольно своеобразного его влияния, может быть, не всегда в смысле ее повышения. Этим своеобразным воздействием было отражение их морского быта и обычая, их феодальной религии архангела Михаила и определившиеся через корабельное строительство готические их вкусы в зодчестве и готические приемы в письме. На всех этих чертах Мы несколько остановимся.