Хроника: Видукинд, Адам Бременский, Дитмар Мерзебургский
Как и во Франции Западной, она отражает мир неширокий, небольшой сравнительно феодальный круг, зачастую определенного национального очертания. Так, ярко живут у корвейского монаха Видукинда воспоминания мира древних саксов, их героической саги, их преистории. После того как в многочисленных «житиях святых» отдал он – по его же выражению – дань своему (монашескому) призванию, он полагает нужным «выполнить долг в отношении к своему племени», описывая его героические деяния, его долго победоносную борьбу с франками. При большой свежести и увлекательности изображения Видукиндовы «Res Gestae Saxonicae» (Ed. Waitz MG SS III 408 сл.) много читались в кругах, не забывших прошлого.
Другой, в ином смысле живописный хроникер Адам Бременский прославился в истории своего архиепископства «Gesta ecclesiae Hammaburgensis pontificum» (MG SS VII) – яркой географической и этнографической главой о Северных островах и севернославянских народах. Саксом, как и Видукинд, был Дитмар, епископ Мерзебургский, тоже захвативший в своей «Chronicon» (MG SS, VII) богатый материал о славянах, в походах против которых неоднократно участвовал (умер в 1019 г.).
Читательницами этих писателей, живописных географов и национальных хроникеров являются преимущественно женщины. Как и во Франции Западной, жены и дочери грубых феодалов больше, чем их мужья, отзывались на «общение с клириками» (Clericus scit diligere virginem plus milite – «Клирик умеет любить женщину больше, чем рыцарь»), стремясь воспринимать грамоты и иную «науку». Имена королев и королевен, как Матильда, Эдит, Гедвига, Герберга, наконец, Кунигунда, жена Генриха II, и больше всего гречанка Феофано, о которой мы говорили в связи с деятельностью Оттонов, отмечают интересными штрихами историю феодальных германских женщин. Конечно, этой истории они большею частью были не общим правилом, но исключением, которое как таковое отмечает и восхваляющая их хроника.