Binetti.ru

Критические замечания о европейской культуре

Крамер И. Критические замечания о европейской культуре (О философии культуры Н. С. Трубецкого) // Европейский альманах. История. Традиция. Культура. М.: Наука, 1993. С. 61-64.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Наши размышления основываются на культурологических и историко-философских трудах знаменитого венского слависта князя Н. С. Трубецкого. Этот ученый получил широкое признание как гениальный лингвист (основатель фонологии) и как историк литературы. В то же время его не менее оригинальные культурологические и историко-философские исследования не столь известны. Опубликованные в разбросанных по всей Европе русских эмигрантских журналах, они малодоступны. Н. С. Трубецкой – сын известного московского исследователя философии Платона и первого выборного ректора Московского университета Сергея Трубецкого, возглавлявшего в 1928–1938 гг. в Вене кафедру славянской философии и оказавшегося тем самым в точке пересечения европейской (романо-германской) и русской культур, что побудило его к углубленным исследованиям феномена русской культуры в целом.

Критические замечания о европейской культуре являются дискуссионными и ни в коем случае не направлены на то, чтобы умалить ее значение, величие и заслуги. Их цель – вскрыть лишь некоторые негативные явления, сопровождающие развитие этой культуры, которые опасны для будущего народов нашей планеты и могут привести к гибели самой европейской цивилизации.

О ПОНЯТИИ «КУЛЬТУРА»

Понятие «Культура» Трубецкой употребляет в очень широком смысле. Оно тесно связано у него с понятием «Личность», которое включает в себя целые народы, объединенные общей судьбой. «Культура» означает всю совокупность творческого самовыражения «личности», которое, в свою очередь, охватывает самые различные области: религию, мораль, право, науку, философию, литературу, искусство и т. д. Создание культуры является, таким образом, обязательной задачей каждой личности. В личности, развивающейся здоровым образом, создается единая, гармоничная система культуры.

Гармоническое культурное творчество является признаком психического здоровья народа. Отсутствие гармонического культурного развития ведет к его упадку. Два нравственных принципа составляют предпосылки здорового развития культуры: принцип самопознания («Познай самого себя») и принцип самореализации («Будь самим собой»). Каждое жизненное культурное творчество имеет своей предпосылкой самопознание и вытекает из нравственного принципа «Будь самим собой». Отсюда следует, что истинная культура может быть только национальной культурой. Каждый народ, тем самым, имеет моральное право и обязанность на создание своей самобытной культуры. Только такая культура может помочь человеку стать счастливым, т. е. познать самого себя и быть самим собой. Ведь истинное счастье состоит не в комфорте, не в удовлетворении тех или иных отдельных потребностей, но в равновесии, в гармонической согласованности всех элементов духовной жизни (в том числе и «потребностей»). Сама по себе ни одна культура не может дать человеку такого счастья. Ведь счастье не вне человека, а в нем самом, и единственный путь достичь его – это самопознание. Культура может лишь помочь человеку стать счастливым, может облегчить ему работу по самопознанию. Но она может сделать это только в том случае, если она, как мы выше определили, целиком и полностью самобытна.

По этим соображениям Трубецкой отвергает идею всеобщей культуры человечества, так как эта культура могла бы содержат только те элементы, которые являются общими для всех людей и народов, а именно логику и материальные потребности. Такая культура была бы культурой рационалистической науки и материалистической техники. Все духовные потребности (религия, этика, эстетика и др.) были бы проигнорированы. Чем более всеобщий характер приобретает культура человечества, тем внеличностней и материалистичней она становится. Всякий культурный космополитизм и интернационализм должны быть, таким образом, отвергнуты как противоестественные. Всеобщая культура человечества или учитывала бы только материальные потребности, или навязывала бы всем народам образ жизни какой-то одной этнической общности. В обоих случаях не были бы выполнены требования, стоящие перед истинной культурой; всеобщая культура никому не смогла бы дать настоящего счастья.

Из того факта, что каждый народ должен создать собственную культуру, для Трубецкого вытекает принцип равноценности и качественной несоизмеримости всех культур и народов.

Вместо иерархии мы получаем горизонтальную структуру, вместо иерархического распределения народов и культур возникает новый принцип равноценности и качественной несоизмеримости всех культур и народов земного шара. Различные культуры более или менее похожи или не похожи друг на друга, что с самого начала исключает разделение их на «высшие» и «низшие». Для Трубецкого поэтому не существует примитивных культур: речь может идти только о культурах, которые не похожи на определенную, а именно европейскую культуру.

Любая попытка расположить культуры в ряд по их значимости была бы чисто случайной или отражала бы оптический обман, возникший в результате эгоцентрических предубеждений.

Практический вывод из сказанного – требование толерантности по отношению к другим культурам. Мы должны освободиться от всех предрассудков и занять благожелательную позицию по отношению к иным культурным формам.

КРИТИКА ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Наиболее серьезная ошибка европейской культуры – ее «эгоцентризм», под которым Трубецкой понимает психологическое предубеждение, когда собственная личность рассматривается как центр всего, как наиболее совершенное воплощение человеческой сущности. Европа – романо-германский мир – воплощает этот эгоцентризм наиболее отчетливо. Под прикрытием космополитических идей Европа пытается навязать свою культуру всему миру. Европейский космополитизм для Трубецкого является не чем иным, как ро- мано-германским шовинизмом. Воззрения европейцев, которые рассматривают себя как все человечество, а свою культуру – как общечеловеческую, по мнению Трубецкого, исторически вполне объяснимы. Германские и кельтские племена переняли эти идеи у римской культуры, которой было присуще представление о себе как о «вселенной» (orbis terrarum). Но римско-греческий мир охватывал не всю вселенную, а только Средиземноморье и покоренные им народы.

Победное шествие европейской цивилизации Трубецкой рассматривает как главное зло в историческом развитии человечества; по его мнению, оно привело к порабощению всех народов романо-германским миром и, как результат, к упадку всех национальных культур и человечества в целом. Разрушительное последствие европеизации – уничтожение национального единства европеизированного народа. Так как не все слои народа в равной степени воспринимают романо-германскую культуру, возникает глубокая пропасть между поколениями, социальными слоями сельского и городского населения и т. д. Это может привести к обострению классовой борьбы и, кроме того, затормозить создание новых культурных ценностей. Такой народ оказывается малопродуктивным. Европеизированные народы уже не могут быть «самими собой», что в итоге ведет к их культурному упадку, к зависимости, эксплуатации и рабскому существованию.

К сожалению, часто и христианство, которое по своей сущности стоит над всеми культурами и может быть инкорпорировано в каждую культуру, прокладывает путь европеизации и колонизации.

По Трубецкому европейская культура не выше и не ниже других культур. В конечном счете все культуры, берущие начало в самопознании и самореализации народов, равноценны так же, как и сами народы. Каждая культура решает собственные проблемы. Основная проблема европейской культуры – в независимости и оторванности различных областей этой культуры друг от друга. Религия, мораль, право, наука, философия, политика, литература, искусство и т. д. не составляют цельную, гармоническую систему. Каждая область развивается самостоятельно и независимо от человеческой совокупности. Причина этого, по Трубецкому, – «забвение личности», характерное для европейского образа мышления. Понимание дельной личности чуждо европейцу. В научной сфере отсутствует такая дисциплина, как персонология: фактически до сих пор такой науки не существует. Ее отсутствие – ощутимый пробел в европейской научной мысли, которая именно из-за этого неспособна развивать подлинную научную систему. Этот пробел значителен и для европейской культуры и цивилизации в целом, так как главный их недостаток – забвение и искажение сущности личности. В европейской культуре имеется лишь «энциклопедия» наук, анархический конгломерат несогласованных между собой научных, философских, эстетических и других идей.

ВЫВОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Из всего изложенного вытекают задачи, стоящие перед европейскими и неевропейскими народами. Европейцы должны снова прийти к цельному пониманию образа человека («личности»). Иначе их культура распадется на множество не зависимых друг от друга явлений. Кроме того, все культурное творчество должно руководствоваться моральными принципами, из которых главными являются принципы «Познай самого себя» и «Будь самим собой». Подлинная толерантность и отказ от всяческих стремлений к господству безусловно необходимы, чтобы обеспечить мирное сосуществование людей. Трубецкой сомневается, однако, что европейцы когда-либо сами смогут отказаться от своего заносчивого эгоцентризма.

Поэтому инициатива выхода из создавшегося положения должна исходить от неевропейских народов. Трубецкой призывает их к «революции в сознании». Они не должны больше ставить перед собой цель стать похожими на европейцев. Им необходимо «познать самих себя» и «стать самими собой». Главное требование, которое отсюда вытекает (единственно возможный выход, точнее, путь по направлению к выходу), было высказано мною, это революция в сознании, в мировоззрении интеллигенции неромано-германских народов. Без этой революции никакой выход невозможен... Сущность революции в сознании состоит в полном преодолении эгоцентризма и эксцентризма, в переходе от абсолютизма к релятивизму. Это единственно надежный заслон на пути завоевательских устремлений романо-германской цивилизации. Понимание, что ни «Я», ни кто-то другой не являются пупом Земли, что все народы и культуры равноценны, что нет ни высших, ни низших, – это все, что моя книга требует от читателя.

Если это требование не будет выполнено, считает Трубецкой, человечеству придется столкнуться с серьезными опасностями. Почти непреодолимые препятствия возникают на горизонте: угнетение, экономическая эксплуатация, возникновение искусственных национализмов, войны, упадок. Представляется, что многие конфликты современного мира стоило бы рассмотреть в свете мыслей Трубецкого.

Физика для поступающих в вузы на факультеты точных наук является чрезвычайно важным предметом, уровень знаний которого во многом определяет успех абитуриента. Поэтому подготовка к экзамену и успешная сдача ЕГЭ по физике должна стать приоритетной задачей для учащегося уже задолго до окончания учебы в школе.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *