Герберт

В этом мире клюнийского писательства, исторического и дипломатического, и шире – научного творчества высится выше других своеобразная фигура, с которой мы уже однажды встретились на путях оттоновской политики и «славы», но которая, сказали мы, интимно связана с Францией и Испанией. Нищий мальчик, сирота из Аквитании, ученик клюнийской школы при Орильянском монастыре, Герберт (см. с. 206) изумлял уже в отроческом возрасте товарищей редкой научной одаренностью, а духовное начальство пугал дерзостью мысли, смелостью высказываний.

Желая отделаться от трудного мальчика, аббат заинтересовал им патрона монастыря графа Барселонского Пореля. И тот направил юношу в один из испанских университетов (предание колеблется между Севильей и Кордовой, настаивая на том, что профессорами в этой школе были арабы, что Герберт особенно жадно изучал здесь математику и логику). Легенда не отказывает себе в удовольствии ввести в действие дьявола, который, купив душу смелого юноши, дал ему за то математические дарования, проникновение в оккультные науки и жизненные успехи. Мы вспоминаем связи его с Оттонами, аббатство в Боббио, крушение этого положения, епископство в Равенне, школьные успехи в Реймсе. При сложности его отношений во Франции Герберт держался антикаролингской партии, поддерживая группу Адальберона Реймсского, иначе говоря, кандидатуру Гуго Капета. О политической его работе много любопытного рассказывает его переписка, рисующая его страстным политиком, как и его учеников – монаха Рихера и королевского сына Роберта. Короткая попытка сделать из этого блестящего философа, историка и математика реймского архиепископа не вызвала сочувствия папы. Неудача этой карьеры вернула его вновь к сближению с Оттоном, который на этот раз после смерти папы Иоанна XVI добился для своего протеже римского понтификата. В этом сане Сильвестра II (в память об отношениях императора Константина с Сильвестром I) Герберт жил уже недолго (умер в 1002 г.). Его провожала та же легенда о похищении его души дьяволом. Он оставил ряд сочинений математических (их рукописи не знают употребления арабских цифр) и еще больше философских, литературных и исторических. На путях философского движения он может быть назван предшественником самых смелых представителей французской мысли: Ансельма, Ланфранка, Гильома из Шампо, Фульберта Шартрского и Петра Абеляра.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *