Папские грамоты

Видным памятником церковного законодательства и крупным и важным типом средневековой грамоты является грамота папская. Эти памятники прошли через все века феодального периода в широком смысле. Они наполняли в этот период все страны и все архивы, связывались всевозможными отношениями и группами, касались всевозможных событий и сторон жизни.

Эти памятники разошлись по всему западному средневековому миру, но вышли они из одного центра, из одного города, трижды носившего в истории имя «Вечного». Некогда город римских императоров, он стал с V в. городом римских понтификов и центром церкви римской, «всекатолической» и даже «всемирной» по официальному титулу своему и претензиям. В этих официальных отношениях естественно, что папская грамота — «письмо из Вечного города» (littera, auctoritas romana) — была целым событием в жизни адресата. Как достигла она такого значения? Как выработалась и эволюционировала ее форма и содержание?

Булла Папы Иннокентия III, датированная 8 июня 1216 года

В корреспонденции ранних христианских общин форма, тон п содержание письма, послания представляют черты новью и своеобразные на фоне холодного изящества писем отходящей античности. Но следует признать, что известное число так называемых «апостольских посланий» представляет поздние подделки и сомнительно, за исключением только посланий апостола Павла. В них уже рано определилась та схема, которая послужит образцом папских грамот. «Павел, раб Иисуса Христа («подпись»), всем находящимся в Риме возлюбленным братьям («адрес»). Благодать всем от Господа» и т. д. («привет»). Так выработался впоследствии стереотип начального протокола папской грамоты: «Gregorius episcopus servus servorum Dei dilectis filiis (etc.) salutem et apostolicam benedictionem…» («Григорий, епископ, раб рабов божиих, возлюбленным сыновьям (и т. д.) привет и апостольское благословение…» (лат.). Дальнейшие века были свидетелями развития ее формы, содержания и расширения охвата ее адресатов.

При суждении об эволюции этого важного памятника следует не забывать о том, как поздно начинается серия — и то очень прерывчатая — его подлинников. Мы не имеем ни одного подлинника папской грамоты старше конца IX в.: этих длинных, трехметровых и больше, листов папируса или (с началом XI в.) пергамена. Все более ранние грамоты сохранились только в копиях, хотя иногда и многочисленных и надежных, например грамоты Григория Великого в прекрасных списках британских, меровингских и (рукопись ленинградской ГПБ) северно-итальянском, осуществленном под редакцией Павла, так называемого Диакона. В каролингскую эпоху дипломатика папской грамоты имела настолько твердые обычаи, что обусловила издание формуляра и составление книги, получившей имя «Liber diurnus ecclesiae Romanae» («Поденная книга Римской церкви» (лат.)).

На смену объемным собраниям всевозможных книг и документов в последнее время всё чаще приходит электронная библиотека. Цифровые технологии помогают не только получать текстовую информацию широкому кругу пользователей, но обеспечивают доступ исследователям из разных частей света к качественным копиям редчайших рукописей и печатных изданий, тем самым значительно облегчая научную работу.

Правила римской канцелярии, еще недостаточно определенные в период «тускуланских пап» (X в.), получают законченность в период пап «немецких», начиная с Льва IX (1059 г.), период, который видел также проникновение в папский дворец (уже больше не римский городской «скриний», но подвижной папский «палаций») каролингского минускула вместо столь долго бывшего в употреблении специального папского письма — куриала. С того же Льва IX устанавливается сложная датировка папских грамот и появляются особые знаки подле надписи, так называемые Rota и Monogramma, а также подпись в три столбца: кардиналов-епископов (посредине), кардиналов-пресвитеров (слева), кардиналов-диаконов (справа).

Окончательное установление канцелярского римского обычая следует датировать эпохой Иннокентия III, с которой, между прочим, устанавливается и обычай регистра — записи исходящей грамоты, благодаря чему можно наконец собирать полную продукцию соответствующего понтификата и подделки в области грамот, вообще очень многочисленные, становится легче разоблачить. С Льва IX устанавливается и своеобразный обычай «ритма» папских булл: cursus Leoninus.

Уже с концом XII в., в эпоху зенита феодализма, значение памятника еще более повышается. Из тех четырех категорий грамот, которые определились к этому времени: 1) Constitutiones (общие постановления «веры и дисциплины»); 2) Encyclicae (окружные послания к государям, епископам, аббатам); 3) Decreta (более частные узаконения, касавшиеся конкретных случаев) и 4) Decretalia (распоряжения, дававшие ответ на частные случаи), вырос, особенно для историка, исключительный интерес декреталии. Паства XII и XIII вв. все более усваивала привычку со всевозможными вопросами, касавшимися различных областей отношений, обращаться к папскому престолу, а канцелярия усваивала обычаи в части, называвшейся narratio seu expositio, излагать сущность обращения просителя. Отсюда папские грамоты этих веков наполняются материалом огромного фактического интереса, блещущим всеми красками жизни, именно в той разновидности папских грамот, которые называются декреталии.

С эпохи папы Евгения IV новые виды грамот вступают в практику канцелярий и, кроме различения грамот (с XIV в. уже начинает звучать ныне нам привычное название «булла» — собственно имя того свинцового шарика, который, привешенный на шнуре шелковом — торжественные акты — или пеньковом — для актов простых, служил печатью) на грамоты торжественные (privilegia) и простые (mandamenta), фиксируются типы простых грамот под именем breve с его специальным методом закрепления — печатью под знаком «рыболова» (sub anulo piscatoris).

В руководствах Brelau и Giry указано главнейшее из необъятной литературы о проблеме папских грамот. Ссылаясь здесь на эти указания, мы коснемся еще только вопроса издания папских грамот.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *