Невозможность использования жизни и ее неприкосновенность
Принадлежность тела Богу
“Неприкосновенность личности, как отражение абсолютной неприкосновенности Самого Бога, находит свое первичное и основополагающее выражение в неприкосновенности человеческой жизни”. “Вопрос “Что ты сделал?” (Быт 4, 10), обращенный Богом к Каину после того, как тот убил своего брата Авеля, истолковывает опыт каждого человека: в глубине его сознания присутствует напоминание о неприкосновенности жизни – своей и чужой – как о реальности, которая ему не принадлежит, потому что является собственностью и даром Бога Создателя и Отца”.
Оскорбление достоинства личности
Тело, нераздельно от духа, причастно собственному достоинству, человеческой ценности личности: тело-субъект не есть тело-объект, и как таковое неупотребимо и неприкосновенно. Невозможно располагать телом как объектом принадлежности. Невозможно фальсифицировать его как некую вещь или инструмент, у которого есть владелец или распорядитель.
Всякая противозаконная операция на теле является оскорблением достоинства личности, а потому – Бога, Который есть его абсолютный Господин: “Человек не является хозяином собственной жизни, но получает ее в пользование; он не собственник ее, а управляющий, поскольку только Бог есть Господин жизни”.
Священный характер жизни
То, что жизнь принадлежит Богу, а не человеку, придает ей тот сакральный характер, который вызывает отношение глубокого уважения: “Прямым следствием божественного происхождения жизни является невозможность ее использования, ее неприкосновенность, то есть ее сакральность”. Неиспользуемая и неприкосновенная, потому что священная: это есть “естественная сакральность, которую может признать всякий честный разум, даже исключая религиозную веру”.
Медицинская и санитарная деятельность является прежде всего бдительным и охранительным служением этой сакральности: это профессия, защищающая не-инструментальную ценность этого блага “в себе”, – то есть блага, не имеющего отношения к другому человеку или другим людям, но только к Богу, – блага, которое есть человеческая жизнь. “Человеческая жизнь происходит от Бога, это Его дар, Его образ и отпечаток, причастность Его живительному дыханию. Поэтому Бог есть единственный Господин этой жизни, человек не может ей распоряжаться”.
Священность жизни
Это должно быть подтверждено с особой решительностью и воспринято с трезвенным осознанием, особенно, во время стремительного развития биомедицинских технологий, когда повышается риск недозволенной манипуляции над человеческой жизнью. Не технические приемы сами по себе являются предметом обсуждения, но их вероятная этическая нейтральность. Не все, что является технически возможным, может быть сочтено нравственно допустимым.
Технические возможности и этическая дозволенность
Мерилом применения технических возможностей должна быть этическая дозволенность, которая устанавливает для этих возможностей человеческую совместимость, то есть эффективность их применения для защиты и уважения достоинства человеческой личности.
Наука, связанная с мудростью
Наука и техника “не могут сами по себе являть смысл человеческого существования и прогресса. Будучи подчинены человеку, источнику своего происхождения и развития, они черпают из человеческой личности и ее нравственных ценностей указание своей конечной цели и осознание своих пределов”.
Именно поэтому наука должна быть союзницей мудрости. Наука и техника являются максималистами, то есть каждый день они все дальше отодвигают свои границы. Мудрость и разум сами по себе очерчивают границы, которые не стоит переступать человеку.