Ответы на вопросы относительно обязанности совершения Литургии Часов
Ответы на вопросы
относительно обязанности совершения Литургии Часов
Полное и ежедневное совершение Литургии Часов относится к самому церковному служению, то есть к служению священников и диаконов, стремящихся к чину священства.
Поэтому неправильно думает тот, кто полагает, будто совершение Литургии Часов является лишь удовлетворением некоей канонической обязанности (что, разумеется, также верно), не принимая во внимание, что в силу сакраментального характера священного сана диакону и священнику вверено особое собственное служение восхваления Триединого Бога ради Его высшей благости и великолепия, а также ради дивного замысла Его благоволения относительно нашего сверхъестественного спасения.
Вместе с хвалой, священники и диаконы возносят моления Божественному Величию, дабы Оно благоволило даровать помощь в духовных и в материальных нуждах как Церкви, так и всего рода человеческого.
Конечно, «жертва хвалы» приносится, прежде всего, празднованием Жертвы Пресвятой Евхаристии, однако она приуготовляется и продолжается совершением Литургии Часов (ср. Общее наставление к Литургии Часов, 12), наилучшей формой которого является богослужение в общине, будь то сообщество клириков или сообщество монашествующих; также весьма желательно и участие мирян.
Однако, Литургия Часов, называемая также Officium Divinum, или Бревиарий, ни в коей мере не утрачивает своего значения, когда кто-либо совершает ее в одиночку, как бы «частным образом», ибо «молитвы его, будучи возносимы частным образом, не обращены на частные нужды» (Gilbertus de Holland, Sermo XXIII in Cant., in P.L. 184, 120).
Даже в подобных условиях Литургия Часов не является частной молитвой, но принадлежит публичному богослужению Церкви, ведь, совершая ее, священнослужитель опирается на свое церковное достоинство, — ибо священник или диакон, служащий Литургию Часов в укромном месте храма или часовни, или даже у себя дома, пусть и в полном одиночестве, исполняет деяние по преимуществу церковное, от имени Церкви, за Церковь и, более того, за всё человечество, — поэтому в Римском Понтификале по справедливости содержатся следующие слова:
«Хотите ли хранить и приумножать дух молитвы, соответствующий вашему образу жизни, и в этом духе, согласно вашему положению, верно совершать Литургию Часов вместе с народом Божиим и за него, а также и за весь мир?» (ср. Римский Понтификал, Обряд рукоположения диаконов)
Итак, в самом обряде диаконского рукоположения священнослужитель просит и получает от Церкви поручение совершать Литургию Часов, которое, по этой причине, входит в круг служебных обязанностей рукоположенного и потому выходит за рамки чисто личного благочестия. Священнослужители, вместе с Епископом, соединены в служении ходатайства за вверенный им народ Божий, как Моисей (Исх 17, 8-16) и Апостолы (1 Тим 2, 1-6) и Сам Иисус Христос, «Который одесную Отца, Который и ходатайствует за нас» (Рим 8, 34). Также и в Общем наставлении к Литургии Часов (п.108) говорится:
«Воспевающий псалмы в Литургии Часов, воспевает их не столько от собственного лица, сколько от имени всего Тела Христова, и даже от лица Самого Христа (in persona ipsius Christi)».
В п.29 ОНЛЧ говорится следующее:
«Епископы и пресвитеры, а также и другие священнослужители, получившие от Церкви поручение совершать Литургию Часов, пусть совершают ее полностью и ежедневно, соблюдая, насколько это возможно, истинность Часов».
Кодекс канонического права (кан. 276, §2, п.3) постановляет следующее:
«На священников, а также на диаконов, стремящихся к чину священства, возлагается обязанность ежедневно совершать Литургию Часов по своим литургическим книгам, утверждённым <Церковью>; постоянные же диаконы могут совершать ту часть Литургии Часов, которая определена конференцией Епископов».
Принимая во внимание всё вышесказанное, можно ответить на сделанные запросы следующим образом:
1) На кого, по мнению Конгрегации богослужения и таинств, распространяется обязанность ежедневного совершения, или чтения, Литургии Часов?
Ответ: На рукоположенных [служителей], в силу самого принятого сана, возложена моральная обязанность полного и ежедневного совершения, или чтения, Литургии Часов, как это явствует из обряда диаконского рукоположения и канонически установлено в цитированном выше кан. 276, §2, п.3 ККП. Из этого также следует, что такое чтение приобретает характер не личной набожности или благочестивого упражнения по собственному желанию избранного клирика, но характер акта собственного священного служения и пастырского долга.
2) Полное чтение Литургии Часов предписывается sub gravi?
Ответ: Следует иметь в виду следующее:
а) серьезная причина — плохое здоровье, пастырское служение, дела милосердия, сильное утомление, однако не легкое недомогание — частично или даже полностью освобождают от чтения Литургии Часов согласно следующему общему принципу: чисто позитивный церковный закон не обязывает, если его исполнение сопряжено с тяжким неудобством;
б) как полное, так и частичное опущение Литургии Часов по причине одной лишь лени или ради не необходимого отдыха является недозволенным; более того — это пренебрежение служебной обязанностью и позитивным законом Церкви, имеющее статус тяжелой материи.
в) только весьма серьезная причина может быть основанием для освобождения от чтения Утрени или Вечерни, ибо эти Литургические Часы являются «двойным стержнем Литургии Часов» (SC 89);
г) если священник в один и тот же день должен несколько раз отслужить святую Мессу, либо в течение нескольких часов выслушивать исповеди в таинстве Покаяния, либо несколько раз произносить проповеди, и вследствие этого испытывает сильное утомление, он может со спокойной совестью считать, что у него есть законная причина, чтобы опустить какую-либо соразмерную часть Литургии Часов;
д) собственный Ординарий священника или диакона по основательной причине может, если того требуют обстоятельства, освободить его, частично или полностью, от чтения Литургии Часов, либо позволить ему заменить ее другим благочестивым действием (например, марианским розарием, Крестным путем, библейским или духовным чтением, либо умственной молитвой разумной продолжительности и т.д.);
3) Каково значение «veritas temporis» (соответствия времени дня) в этом вопросе?
Ответ: Ответ разделяется на несколько частей, в зависимости от конкретного случая:
а) Час Чтений не связан жестко с определенным временем, и потому может совершаться в любое разумное время; опущен он может быть в случае, если наличествует какая-либо из вышеперечисленных причин (п.2). Согласно обычаю, Час Чтений может совершаться начиная с вечерних или ночных часов предыдущего дня, после совершения Вечерни;
б) далее следует сказать о Дневном Часе, ибо хотя для него и не предписано определенное время, для его совершения следует соблюдать время между утренними и вечерними часами. Вне хора из трех Часов — Третьего, Шестого и Девятого — «можно выбрать один, наиболее отвечающий времени дня, так, чтобы соблюдалась традиция молитвы в течение дня, посреди работы» (ОНЛЧ, 72);
в) по своей природе Утреня должна читаться в утренние часы, Вечерня же — в вечерние часы, как следует из самих наименований этих Часов; однако же, если кто-то не смог прочитать Утреню в утренние часы, он обязан прочитать ее сразу же, как только сможет. Подобным образом, если Вечерня не может быть совершена в вечерние часы, ее следует прочитать, как только это представится возможным. Иными словами, препятствие к соблюдению «истинности часов» само по себе не является причиной, освобождающей от чтения Утрени или Вечерни, ибо речь идет о «важнейших Часах» (SC 89), совершение которых «наиболее необходимо» (ОНЛЧ, 40).
Тот, кто охотно исполняет обязанности служения и стремится с усердием возносить хвалу Творцу вселенной, может после гимна соответствующего Часа исполнить, по крайней мере, псалмодию пропущенного Часа, и завершить его одним кратким чтением и молитвой.
Эти ответы публикуются с согласия Конгрегации по делам духовенства.