Добиаш-Рождественская О.А.

ДОБИАШ-РОЖДЕСТВЕНСКАЯ О.А.: ВЫДАЮЩИЙСЯ МЕДИЕВИСТ И ПАЛЕОГРАФ

 

В 1895 г. в Петербург приехала из Нежина Ольга Антоновна Добиаш, давно стремившаяся поступить на прославленные Бестужевские курсы. Среди первокурсниц она отличалась исключительно глубокой подготовкой и зрелым умом.

О. А. родилась в Харькове в 1874 г. в семье учителя греческого языка, затем профессора греческой филологии Нежинского историко-филологического института. У него О. А. обучилась греческому и латинскому языкам. В 1890 г. она окончила гимназию с золотой медалью и в дополнительном классе специально изучала историю и географию, а затем дома около четырех лет занималась языками, историей России, историей славян. На втором курсе Высших женских курсов в 1896 г. она поступила в семинарий профессора И. М. Гревса, который оказал значительное влияние на выбор научного направления О. А. 1896 год можно считать датой рождения нового оригинального русского медиевиста.

О. А. была не только высокообразованным молодым ученым, но и активной общественницей. В 1899 г. она возглавляла сходки и забастовку курсисток, за что была исключена с курсов, лишена права преподавания и в течение трех лет жила частными уроками. В 1904 г. О. А. вернулась на курсы, где начала преподавательскую деятельность. В течение нескольких лет она вела также большую работу в качестве члена бюро нелегального Всероссийского учительского союза и в других просветительских организациях.

В 1908 г. О. А. получает командировку во Францию и проходит обучение в Сорбонне, исследуя историю средних веков и изучая вспомогательные исторические дисциплины. В 1911 г. в Париже вышла ее работа, посвященная деятельности французского прихода XIII столетия, за которую ей была присвоена степень доктора Парижского университета. В этом же году О. А. начала преподавание на Бестужевских курсах, где вела семинарские занятия и читала лекции.

В 1915 г. О. А. защитила диссертацию и получила звание магистра по всеобщей истории. Она была первой женщиной в России, получившей магистерское звание. В следующем году О. А. стала профессором Высших женских курсов. В 1918 г. она защитила докторскую диссертацию и была избрана профессором Петроградского университета.

Курс западной палеографии О. А. начала читать еще в 1914 г. на Бестужевских курсах; до этого он не читался ни в одном из университетов России. Однако широкое и многогранное изучение палеографии, хронологии, дипломатики началось только после Великой Октябрьской революции. В 1921 г. О. А. привезла из заграничной командировки богатый справочный и учебный материал для основанного ею при Петроградском университете кабинета вспомогательных исторических дисциплин, который обеспечил возможность приобретения студентами практических и теоретических знаний.

В 20-х годах О. А. вела также практические занятия по материалам западной коллекции Н. П. Лихачева, ныне входящей в состав Архива Ленинградского отделения Института истории СССР АН СССР. Участники семинария работали главным образом над актами Кремоны, которые позднее были подготовлены к печати и изданы Академией наук СССР. В 1923 г. О. А. выпустила в свет первое на русском языке пособие по изучению латинской палеографии. За этим последовали многие работы О. А. по теоретической палеографии, которые выдвинули их автора в первые ряды мировой науки.

С 1922 г. О. А. возглавила работу по изучению и публикации ценнейших средневековых документов, хранящихся в Государственной Публичной библиотеке Ленинграда. Ее труды по палеографии и дипломатике печатались в серии «Средневековье в рукописях Публичной библиотеки», выходившей под ее редакцией, и в изданиях Академии наук. В 1934 г. вышло ее исследование «История Корбийской мастерской письма с 651 по 830 г.». Благодаря деятельности О. А. ценнейшая часть рукописных фондов Публичной библиотеки была введена в научный оборот. О. А. не только крупнейший палеограф, но и создатель школы советских палеографов.

О. А. была выдающимся медиевистом-исследователем, обладавшим красочным и тонким стилем. Ее работы по истории Западной Европы в средние века, крестовых походов, паломничества отличаются литературным блеском и, будучи по форме научно-популярными, основаны на исследовании источников. В то же время в этих работах 1918—1924 гг. нет материалистической характеристики описываемых событий и явлений. Позднее, как свидетельствуют, в частности, ее работы, впервые публикуемые в настоящем томе, О. А. близко подошла к марксистской трактовке проблем истории.

В 1929 г. О. А. была избрана членом-корреспондентом Академии наук СССР, что являлось признанием ее научных заслуг и талантов. В 30-е годы О. А. создала новые труды: по истории средневековой агрикультуры, поэзии голиардов, анализу средневековых рукописей и хроник X—XIII вв.

О. А. была не только первоклассным исследователем, но и выдающимся педагогом, обучившим и воспитавшим немало молодых историков. Она вела занятия по западной палеографии, выпустив в 1936 г. второе издание своего учебника, а также читала курс западного источниковедения. В этом курсе сочеталась исследовательская глубина с литературным блеском. Автору этих строк посчастливилось быть одним из слушателей этого курса. Нас, тогда молодых историков, поражало вдохновение и искренний научный энтузиазм, с которым читался этот, казалось бы узкоспециальный, курс. Такое чтение лекций давало право думать, что лектор полон жизненной энергии. Мы не знали тогда, что перед нами тяжелобольной человек. Вскоре, осенью 1939 г., О. А. скончалась от сердечной болезни.

О. А. находила естественные связи излагаемого материала с современностью, противопоставляя культуру всех народов Европы начавшемуся уже тогда фашистскому варварству. И это было не случайно брошенное замечание, а результат ее глубоких размышлений историка-гражданина. Об этом свидетельствует ее письмо Д. М. Петрушевскому от 25 декабря 1936 г., публикуемое в настоящем сборнике: «В трепетании каждой фибры мира я чувствую близящуюся войну. И чего в таком случае желать в январские календы дорогим своим друзьям?.. Чтобы эта война, которая будет ужасной, была бы возможно короткой. Чтобы мы ее пережили. Чтобы мы в ней победили… Желая нового счастья новому миру, я хотела бы пожелать нам это новое счастье увидеть».

Ее глубокий патриотизм и сознательное участие в строительстве новой культуры убедительно выражены ее мужем, академиком Д. С. Рождественским, в его письме 1940 г., адресованном Т. П. Кравцу: «Ввиду угрожающих всему миру событий мне хочется сказать следующее: что бы ни случилось далее, наша страна сделала первое и мощное, полное успеха усилие за истинное равенство людей, первый шаг по пути социализма. Она начала планомерную, упорную и суровую борьбу за любовь людей друг к другу, за свободу — истинную свободу народов.

Ольге Антоновне и мне как рядовым работникам дана была великая радость принять участие в этом устремлении и бросить на него наши усилия. Этим осветилась вторая половина нашей жизни, дан был ей смысл, дана была цель, и мы оба всегда верили, что она будет достигнута быстро, несмотря на грозный еще мрак кругом нашей страны»
(Воспоминания об академике Д.С. Рождественском. Л., 1976. С. 88).

В этом сборнике читатель, интересующийся историей и историей науки, найдет разнообразный материал, характеризующий творчество
О. А. Добиаш-Рождественской — выдающегося медиевиста и палеографа, чьи работы сохранили все свое научное значение и в наши дни.

В. И. Рутенбург

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *